Как закалялась сталь

Как закалялась сталь

Продолжение. Начало в №51.
Завод №654, созданный в декабре 1941 года на базе эвакуированных цехов Харьковского электромеханического завода им. Сталина и Ленинградского завода ≪Электрик≫, имел целый ряд проблем, отраженных в спецсообщении о ходе монтажа эвакуированного завода специальной электроаппаратуры в г. Чебоксары заместителем наркома внутренних дел Чувашской АССР Андреевым, отправленного Председателю Совнаркома ЧАССР Сомову от 11 ноября 1941 года под грифом ≪Совершенно секретно≫.

Андреев отмечает, что среди причин срыва сроков пуска завода, для серийного производства продукции, которая предназначена для оборудования танков и самолетов необходимо выделить: недостаток рабочих для строительных работ (в наличии 23 вместо 100 чел.), недостаток транспортных средств (в наличии 12 подвод вместо 100), несвоевременное снабжение строительными материалами, отсутствие руководства строительством со стороны Главка Наркомата электропромышленности и непринятие мер со стороны дирекции строительства и дирекции завода и др. Пуск завода был предусмотрен после 1 января 1942 года.

Размещение завода контролировали органы советской и партийной власти: было принято Постановление Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) о переброске оборудования Харьковского электромеханического завода им. Сталина с железнодорожной станции г. Чебоксары в отведенные про- мышленные здания от 14 октября 1941 года. Необходимо было решать задачи размещения работников завода с семьями. Данные вопросы решались Постановлением Совнаркома Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) №1682 от 07 октября 1941 года о размещении рабочих и ИТР эвакуированных аппаратных цехов Харьковского электромеханического завода им. Сталина.

Исполком Городского Совета г. Чебоксары в лице Золотникова должен был обеспечить размещение 100 семей в ≪коммунальных и частных домах в порядке уплотнения. Было принято решение о завершении строительства домов и бараков в г. Чебоксары для эвакуированных. Временно произошло уплотнение студентов и преподавателей, живущих в общежитиях Педагогического и сельскохозяйственного институтов; ряд общественных организаций и образовательных учреждений были перемещены с целью размещения завода ХЭМЗ.

Второй составляющей нового предприятия стал Завод ≪Электрик≫ Наркомэлектропрома (г. Ленинград). В соответствии с Распоряжением № 13822- сэ от 4 сентября 1941 года Совета по эвакуации эвакуированное из г. Ленинграда оборудование завода ≪Электрик≫ размещено в здании авиашколы Наркомата Обороны.

Постановление Совнаркома Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) о размещении завода ≪Электрик≫ в г. Чебоксары от 06 сентября 1941 г. свидетельствует о том, что необходимые перемещения должны быть завершены к 10 сентября [7]. В Постановлении №2258-1035сс от 8 декабря 1941 года Совнарком СССР утвердил график восстановления эвакуированных заводов Электропромышленности, и обязывал обком ВКП(б) Чувашской АССР оказать Наркомэлектропрому максимальную помощь в восстановлении эвакуированных заводов, в укомплектовании их монтажными и производственными кадрами, обеспечении местными стройматериалами, а также в выделении дополнительных площадей.

С ноября 1941 года по март 1942 года — это период восстановления завода на новом месте и освоение новой, ранее не изготовлявшейся заводом продукции. В этот период главное внимание как заводоуправления, так и парторганизации завода было уделено своевременному пуску и освоению мощности заготовительных цехов завода. Среди первых планов — скорейший пуск завода и освоение намеченной оборонной продукции; оформление комсомольской организации; организация социалистического соревнования между цехами, бригадами, отделами.

К началу 1942 года монтаж оборудования закончен. На новом месте созданы цеха, обеспечивающие бесперебойную работу завода: механический, инструментальный, штамповочный, изоляционный, крепёжный, строительный, металлургический, литейный, сборочный, заготовительный, сварочный, а также цех автоматики.

С ноября 1941 года и до конца войны директором вновь созданного завода был назначен Яков Семенович Бенский, который в июле 1941 являлся уполномоченным по эвакуации завода в Чебоксары.

21 апреля 1942 г. в переоборудованном здании сельскохозяйственного института начала работать Чебоксарская прядильно-ткацкая фабрика, которая стала базой для Чебоксарского хлопчатобумажного комбината.

В г. Чебоксары также было размещено оборудование нескольких обувных фабрик, чулочной фабрики из Полтавы, табачных фабрик ≪Дукат≫ и ≪Ява≫ из Москвы и др. Эвакуированные предприятия, выпускающие товары массового потребления, были введены в эксплуатацию в первой половине 1942 г.

Из справки инструктора промышленно-транспортного отдела Чувашского обкома ВКП (б) Ламкова ≪О ходе строительства и монтажа текстильных фабрик Чувашской Республики≫ от 20 ноября 1941 года: ≪Согласно решения Союзного Правительства на территории Чувашской Республики должно быть размещено текстильное оборудование и организовано текстильные/хлопчатобумажные предприятия. На строящихся текстильных фабриках в гор. Чебоксары, Цивильск, Канаш, Сундырь и Сосновка должно быть установлено 724 ткацких станка и 19496 прядильных веретен, из них на прядильно-ткацких фабриках: в гор. Чебоксары 259 ткацких станков, 8176 прядиль. веретен, Канаше 70 ткацких станков, 4040 прядиль. веретен., Сосновка 160 ткацких станков, 7280 прядиль. веретен. И на ткацких фабриках: гор. Цивильск 175 ткацких станков. Сундырь — 58. Строительство и монтаж текстильных фабрик идет пока медленно. Монтажные работы ведутся только на Чебоксарской прядильно-ткацкой фабрике. На 20 ноября с/г смонтировано всего 120 ткацких станка из 259/8 станков пущены в эксплуатацию/ и 9 чесальных машин из 32. Организованы в г. Чебоксары курсы подготовки кадровых рабочих для текстильной фабрики. К занятиям приступили 60 человек≫.

О Чебоксарской лентоткацкой фабрике вполне можно было бы сказать ≪рождённая в 41-ом≫, ведь фактически история ≪Ленты≫ началась 22 июня 1941 года, когда разразилась война, а вслед за тем началось перебазирование промышленности страны на волжские и более дальние ≪редуты≫. Вот как это было.

Первой двинулась в путь Киевская текстильно- галантерейная фабрика. Вместе с оборудованием были отправлены ≪некоторое количество сырья и готовой продукции≫ (более 50 тонн), часть руководящего состава и квалифицированных рабочих. Руководил эвакуацией директор фабрики Юзеф Михайлович Лейхтман. Своевременно на станцию Ворошиловград прибыла лишь третья часть оборудования, однако места для фабрики в Ворошиловграде не нашлось.

О критичности сложившейся ситуации Ю.М. Лейхтман проинформировал наркома Гуторова: ≪Считаю целесообразным изменение маршрута... Прошу соответствующих указаний и определения направления≫.

Ружейный ремень (фабричное наименование — ЛРТ-35), а также тесьма для противогазов и касок, палаточный и ботиночный шнур были жизненно необходимыми фронту и от быстроты начала производства этой продукции зависело очень и очень многое.

Продолжение в следующем номере.  По архивным и находящимся в свободном доступе материалам подготовил Дмитрий Чащин

Фото: Госархив Чувашии  



23 мая 2024
10:08
Поделиться