Юрий Мышковец: «Быть тренером тяжелее, чем спортсменом»

Юрий Мышковец: «Быть тренером тяжелее, чем спортсменом»

В преддверии 100-летия Минспорта Чувашии мы пообщались с человеком, который хорошо известен в спортивной сфере. Имя Юрия Мышковца стоит в первом ряду среди тяжелоатлетов республики.

«Вы ожидали увидеть большого мужчину?» — спросил Юрий Михайлович, заметив мое удивление при встрече. Вместо «накачанного», неуклюжего, с хриплым голосом громилы, каким, по моим представлениям, должен выглядеть тренер-штангист, передо мной оказался стройный, слегка седовласый человек с приятным голосом. Беседа состоялась в тренировочном зале, где он занимался с учениками.

— Юрий Михайлович, вы пробовали себя в большом количестве спортивных направлений, но выбрали тяжелую атлетику, почему?

— Действительно, перепробовал многое. Я был озорником, ребенком. Два года занимался боксом, но выгнали. Был вратарем в хоккейной команде, мы даже выезжали на соревнования по районам. Бросил — не любил бегать длинные дистанции. Пробовал себя в гимнастике, лыжах, но не пошло. Знаете, я ведь не планировал идти в тяжелую атлетику, да и в большой спорт. Даже когда начинал заниматься, за четыре года уходил 2—3 раза, но тренер просил меня вернуться — нужно было выступать за команду.

До призыва Юрий Мышковец выполнил нормативы кандидата в мастера спорта и мастера спорта. В армии ему предложили служить в спортивной роте.

— Последние старты проходили в Ташкенте, — рассказывает Юрий Михайлович. — Там же были земляки, братья Клементьевы из Чувашии. Их тренер позвал меня с собой в большой город. Я подумал, что домой всегда успею вернуться, маме сказал, что поеду в Питер.

База тяжелой атлетики в Санкт-Петербурге произвела на молодого человека большое впечатление. Там все было в одном месте: зал на первом этаже, на втором гостиница, своя кухня, баня и сауна…

— А нагружали серьезно: в день по две тренировки. Все по режиму: питание, спорт и сон. Круглый год сборы, переезды, разъезды — это очень трудно эмоционально. За год я был дома полтора месяца. Но стоит отметить, что на сборах следили, чтобы мы не только достаточно тренировались, но и отдыхали.

Диет или специального питания не было, все, что на столе, все съедали — шоколадки, булки, мясо.

С большой теплотой вспоминает Юрий Михайлович своих тренеров:

— В тяжелую атлетику меня привел Владимир Белкин. Как раз от него я уходил, а потом возвращался обратно. Очень многое дал Вячеслав Крылов — настоящий психолог. Он подсказывал, как вести себя, как справляться с эмоциями во время выступления. Всегда оценивал наше состояние, где-то убирал нагрузки, а где-то добавлял.

После трех лет в Санкт-Петер­бурге Юрий Михайлович выиграл чемпионат России в 1993 году. Ему присвоили звание мастера спорта международного класса.

— До этого была «бронза» чемпионата страны в весовой категории 82 кг. Впервые взошел на пьедестал, и в тот момент в моей голове все перевернулось. Я сказал себе, что останусь в тяжелой атлетике до конца. Через год выиграл «золото».

— Нагрузки сильно влияли на ваше здоровье?

— Я три раза лежал в больнице, дважды со спиной, один раз — с коленом. Когда впервые в Санкт-Петербурге лечил травму спины — было защемление и две грыжи, — доктор сказал, что нужно уходить из спорта. Я, как и многие спортсмены, его не послушал. Через полтора года мы снова с ним встретились.

— Век спортсмена недолог, это правда?

— Да. Когда мне было 23, все думали, что протяну еще года 2—3, не больше. Тем не менее на протяжении 15 лет я был сильнейшим в своей категории. Три раза готовился к Олим­пий­ским играм, один раз съездил, но неудачно травмировался. В любом виде спорта пройти три олимпиадных цикла не каждому дано. Даже один цикл не все выдерживают.

На международных турнирах важна каждая мелочь, взойдешь ты на пьедестал или останешься без медалей, может зависеть от одного яблока, так случилось однажды в Китае.

— Первая борьба проходила уже при взвешивании. Например, если один спортсмен весит 81,500 кг, другой 81,600, а третий 81,700 — фактически выигрывает тот, кто легче. До взвешивания оставалось два часа, и есть захотелось очень сильно. Решил, что ничего страшного не случится, если съем одно яблоко, но оно оказалось крупное, грамм на 150. В итоге из-за этого злосчастного фрукта в общей зачетной сумме я стал лишь четвертым.

— А случались неожиданные победы?

— Было такое, на чемпионате в 1997 году в Санкт-Петербурге, когда я побил неофициальный мировой рекорд в рывке. Я этого от себя не ожидал, хоть и «рывкач». Тогда и сильной подготовки не было.

Поговорив о спортивной карьере Юрия Мышковца, мы плавно перешли к его нынешней деятельности. Три года он работал в Санкт-Петербурге старшим тренером. Жизнь сложилась так, что бывшего спортсмена пригласили в Чебоксары, и он согласился.

— Кем быть сложнее — тренером или спортсменом?

— Когда я сам выступал, было намного проще: отвечал только за себя. А сейчас совершенно по-другому: требуется очень много энергии, за ученика переживаешь больше, чем он сам за себя. А если у тебя несколько подопечных, к концу соревнований ты уже никакой.

— Когда к вам приходит ребенок, вы можете понять, есть у него будущее в большом спорте или нет?

— У меня сейчас тренируется девочка, потенциал которой был виден еще два года назад. Уже тогда я говорил ей, что нужно готовиться к соревнованиям всероссийского уровня. Сначала она думала, что я шучу. В итоге взяла шестое место — за год мы поднялись на такой уровень. А начни работать на эту цель раньше, результат был бы выше. Сейчас есть парень Семен — 18 лет, медалист. Он стал вторым в толчке в 17 лет. За два года я подвел его к первенству России, сейчас готовимся на более высокий уровень.

— А сам тренер поднимает тяжести?

— Когда время есть, поднимаю. Со 100 кг присесть смогу.

— А жену на руках носите?

— Бывает (смеется). Кстати, в этом деле тоже важна подготовка. А то некоторые резко поднимут любимую, а потом разогнуться не могут.

— Если бы представилась возможность, вы бы выбрали эту же профессию заново?

— Легко! Благодаря спорту моя жизнь полна всего интересного: события, друзья, поездки.

— По помосту скучаете?

— Да, есть такое. Даже сны снятся, как еду на чемпионат мира или вызывают на сборы. Больше всего скучаю по процессу: подготовка, отбор. Каждое соревнование — это праздник! Только спортсмен поймет это чувство.

В помещении, где Юрий Мыш­ковец готовит будущих чемпионов, планируется ремонт. В Чебоксарах таких залов по тяжелой атлетике немного. Тренер поделился радостью: благодаря содействию Минспорта Чувашии и управления физкультуры и спорта Администрации г. Чебок­са­ры у ребят появились новые штанги, диски, другой инвентарь. Такая поддержка вдохновляет и на тренировках, и в борьбе за медали.

Кристина ХРИСТОФОРОВА

 

 



15 августа 2023
11:21
Поделиться