22 июня — День памяти и скорби

22 июня — День памяти и скорби

22 июня — День памяти и скорби. В этот день в 1941 году началась самая кровопролитная в истории нашей страны война — Великая Отечественная. Она унесла жизни более 40 млн человек. Долгих 1418 дней и ночей наш народ ковал Великую Победу и на полях сражений, и в тылу. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» стал непреложным законом всех советских людей.

Из заявления советского правительства 22 июня 1941 г. (опубликованного в газете «Правда» № 172 на следующий день): «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города <…> Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот, смелые соколы советской авиации с честью выполнят долг перед Родиной, перед советским народом и нанесут сокрушительный удар агрессору <…> что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. <…> Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

В тот же день был издан указ о мобилизации. Ей подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Первым днем мобилизации стало 23 июня 1941 года.

Военнообязанные 1919 — 1922 гг. рождения уже находились на действительной военной службе и первыми встретили врага. Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны В.М. Корчагина: «Я призывался в 1940 г. <…> Наши части с первого дня [войны], 22 июня 1941 г., вышли по тревоге на оборонительные рубежи <…> Вот так начинались мои страшные дни 1941 г. С первого дня обстрелы. Стояло жаркое знойное лето. Горел лес, горели дома. Три месяца наши войска вели оборонительные бои на своих рубежах. В сентябре немцы приблизились к Ленинграду <…> Сплошной кровавый ад».

Вот как вспоминал первые военные дни ветеран Великой Отечественной войны, подполковник в отставке А.В. Турханов: «21 июня, в субботу, посмотрели кинокартину в клубе своей части и, ни о чем не задумываясь, разошлись. В 4 часа нас подняли по тревоге <…> Мы думали — обычная учебная <…> Командир <…> дал приказ вывести подразделения и технику в поле и замаскироваться. <…> Скоро прилетели вражеские самолеты и начали бомбить <…> Несмотря на огромные усилия наших войск, под натиском превосходящего противника, нашим войскам пришлось отступать».

В первые дни войны во всех городах и селах Чувашии состоялись митинги и собрания: трудящиеся заявляли о готовности защищать Отечество и принимали обязательства усиленно работать. Многие обращались в военные комиссариаты с просьбой послать их на фронт, по примеру рабочих и служащих Москвы, Ленинграда и Одессы записывались в народное ополчение.

Из выступления секретаря Чувашского обкома ВКП(б) И.М. Чарыкова перед жителями с. Сундырь Сундырского района Чувашской АССР 13 июля 1941 г.: «22 июня на митинге в колхозе «Красное Сормово» Сундырского района 13 колхозников подали заявления о добровольном вступлении в ряды Красной Армии <…> Каждый завод и колхоз, каждый город и каждая деревня — грозная крепость. Каждый советский человек — боец. Боец на фронте, боец в тылу».

Инициатором создания народного ополчения в Чувашии выступил коллектив Чебоксарского кожевенно-обувного комбината им. Водопьянова. Из резолюции митинга рабочих и служащих от 12 июля 1941 г.: «Все население, могущее носить оружие, должно быть готово к отпору врагу. Передовые рабочие, служащие, инженерно-технические работники нашего завода уже подали заявления о зачислении их в народное ополчение. Мы обращаемся ко всем трудящимся <…> в грозный час нависшей опасности над нашей страной вступить в ряды народного ополчения». Этот призыв был подхвачен всеми жителями республики.

Как сообщал секретарь Чебоксарского горкома ВЛКСМ А. Эррэ 29 июля 1941 г., по городу прошли многолюдные митинги и собрания. В народное ополчение записались мужчины, женщины, старики — участники Гражданской войны. Комсомол с большим воодушевлением встретил этот призыв — более 1000 чел. записались в народное ополчение. Не отставали пионеры и школьники города. Так, ученики 3 класса 10-летний Олег Шарабин и 9-летний Анатолий Тарасов в своем заявлении на имя горвоенкомата писали: «Просим вас принять нас в ряды Красной Армии защищать свою непобедимую Родину добровольцами-танкистами».

Фронту требовалось все больше подготовленных кадров. Государственный Комитет обороны СССР 17 сентября 1941 г. принял постановление — c 1 октября вводилось обязательное военное обучение мужчин от 16 до 50 лет. Особое внимание уделялось строевой подготовке, овладению винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, противохимической защите, рытью окопов и маскировке, а также тактической подготовке.

Из информации секретаря Чебоксарского горкома ВЛКСМ А. Эррэ от 29 июля 1941 г.: «Городская молодежь усиленно изучает военное дело. Со дня объявления войны в городском масштабе 282 девушки окончили краткосрочные курсы младших медицинских сестер запаса, 40 девушек, подавшие заявление о добровольном зачислении в действующую Красную Армию, прошли медицинскую практику при больнице. 35 девушек окончили курсы сандружин. В данное время <…> на 6-месячных курсах по подготовке медицинских сестер запаса обучаются более 280 чел. И 50 девушек и преподавателей Пединститута оканчивают 2-месячные курсы <…> В организованных кружках ГСО обучаются более 1100 девушек санитарному делу, более 500 комсомольцев обучаются стрелковому делу в учебных подразделениях Осоавиахима».

Жителям Чувашской АССР пришлось решать сложнейшие задачи по приему, размещению и возрождению эвакуированных предприятий и учреждений, обустройству эвакуированного населения.

В справке Чувашского обкома ВКП(б) от сентября 1941 г. сообщается о первых эвакуированных детях: «По данным на 25/VIII-1941 г. на территорию Чувашской республики прибыло 17 035 детей эвакуированных в возрасте от 3 до 17 лет. Часть детей прибыла организованным путем (с детсадами, детдомами и пионерскими лагерями), таких детей насчитывается 846 чел., а остальное подавляющее большинство (16 239) прибыли со своими родителями. Детей школьного возраста около 6000 чел. Основная масса эвакуированных вместе с детьми живут в колхозах республики, где они размещены по общежитиям и у малосемейных граждан».

По информации секретаря Чувашского обкома ВКП(б) И.М. Чарыкова от 3 декабря 1941 г.: «Первый эшелон с эвакуированным населением в Чувашскую АССР прибыл из Западной Украины 01 июля 1941 г. … По состоянию на 01 декабря 1941 г. всего эвакуированного населения в районы и города Чувашской АССР прибыло 60 633 чел., в т.ч. мужчин — 20 513 чел., женщин — 40 120 чел., из них: трудоспособных мужчин — 6133 чел., женщин — 23 414 чел., детей до 7-летнего возраста 16 586 чел., от 7 до 15 лет включительно — 10 907 чел.».

В Чувашии развернулась напряженная работа по перестройке всего народного хозяйства. Военные заказы стали выполнять почти все заводы, фабрики и промысловые артели. Вместо мужчин, ушедших на фронт, к станкам вставали женщины и подростки. На селе сотни женщин стали трактористами, комбайнерами, машиноведами, бригадирами, работниками ферм — учились на краткосрочных курсах, овладевали специальностями. Женщины обеспечивали бесперебойную работу и выполнение производственной программы.

Из докладной секретаря Чкаловского райкома ВЛКСМ Р.Ф. Хасьянова от 16 августа 1941 г.: «Комсомольские организации района большую помощь оказали в подготовке механизаторских кадров вместо выбывших бойцов … Успешно окончили курсы комбайнеров 36 чел., в т.ч. девушек 33. <…> на курсах трактористов обучались 13 комсомолок, <…> на курсах весовщиков 13 чел. <…> будут организованы курсы шоферов без отрыва от производства при Батыревской МТС с охватом 40 чел.».

Рабочие и служащие региона вносили часть зарплат в фонд обороны страны. Люди массово собирали теплые вещи для бойцов Красной Армии, средства на строительство боевой техники. Из доклада председателя Исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся И. Золотникова (ноябрь 1941 г.): «Трудящиеся нашего города уже внесли в фонд обороны страны свыше 180 тыс. руб. Коллективы предприятий, учреждений, учебных заведений и организаций единодушно отчисляют свой однодневный заработок каждый месяц <…> Фронт и тыл живут одними мыслями, одними желаниями — разгромить врага».



22 июня 2023
09:20
Поделиться