Как боролись за трудовую дисциплину в Чебоксарах в первой половине прошлого века?

В работе проходит большая часть жизни человека. За успехи специалиста поощряют, а за опоздания, прогулы, низкую производительность наказывают. А как боролись за трудовую дисциплину в первой половине прошлого века?
В молодой советской республике проводились производственные соцсоревнования. «Победителям <…> присуждались классные места, вручались передовые Красные знамена, объявлялась благодарность, выдавались денежные и вещевые премии, — пишет А.И. Терентьев в своей книге «Чебоксары и чебоксарцы». — Передовым коллективам вручали знамена с изображением эмблемы самолета или легкового автомобиля». А вот бригады, не справившиеся с планом, получали «рогожные знамена», где красовались рак или черепаха — как намек на медлительность и отставание. Или специальные флаги черного цвета. Вручались знаки отличия (как со знаком плюс, так и со знаком минус) торжественно, на собраниях. На сцену вызывали и руководителей, партийцев, комсомольцев, представителей профсоюза.
Тогда даже в учебных заведениях, в том числе и школах, занимались по бригадному принципу: «Один за всех, и все за одного». Если кто-то получал плохую отметку, то это пятном ложилось на весь класс. А каждая индивидуальная оценка «отлично» была также победой всей ученической группы. Случались и перекосы. А.И. Терентьев приводит пример: «Одной бригаде студентов за дисциплину вывели «двойку». В этом был повинен один, а «шишки» достались всем».
Тех, кто часто менял работу, называли летунами. В поисках доходной должности они «колесили по стране». Из-за этого текучка кадров была высокой. Бегающих с места на место «песочили» в стенгазетах, упоминали в частушках, высмеивали в карикатурах. На одной из них, к примеру, изображался человек, летящий на крыльях из червонцев.
Особенно доставалось прогульщикам и пьяницам. Даже заработную плату им выдавали отдельно — не по месту работы, а в специальной городской «черной кассе». Ею служила водораздаточная будка возле почты — нарушителей могли видеть все горожане.
Но подавляющая часть рабочих трудилась честно, добросовестно, отмечает автор. До 1940 года продолжительность рабочего дня для занятых физическим трудом составляла 8 часов, а для людей умственного труда — 6 часов.
Серьезными нарушениями считались опоздания и преждевременный уход с работы. Особенно часто грешил этим рабочий люд незадолго перед войной. Был даже издан специальный указ, по которому опоздавших на 20 и более минут увольняли с работы. (К слову, этим пользовались и те, кто хотел сменить место работы — свободное, по собственному желанию, увольнение тогда было запрещено.) Затем наказание ужесточили: за опоздание на 20 минут можно было получить принудительные работы с удержанием части зарплаты, а то и тюремный срок. Для этого достаточно было приказа администрации предприятия.
Фото: chapaew.ru