В Чебоксарах состоялся пресс-тур на чебоксарскую автобазу, обслуживающую автомобили медицинских бригад

Несколько дней назад состоялся пресс-тур для журналистов и блогеров на чебоксарскую автобазу, обслуживающую автомобили медицинских бригад. Поводом послужило недавнее видеообращение водителей о снижении уровня зарплат, изношенности парка машин и недостаточном обеспечении форменной одеждой.
Спору нет, работа в этой сфере непростая и очень ответственная. И все-таки текучки особой нет. «Самое трудное — это ездить по дворам в ночное время, когда все заставлено машинами. Особенно зимой, по сугробам, — водитель реанимобиля Сергей Максимов работает в Чебоксарах уже 8 лет. — Наша специфика работы — экстренные сложные вызовы. Бессознательные состояния, инфаркты, инсульты, падения с высоты, ДТП. Норма доезда 20 минут, но понятно, что чем быстрее, тем лучше. У нас город воспитанный: дорогу нам уступают. Иногда во дворах скандалят, но это редкость. При приеме водителя на работу ценится хорошее знание города: надо не только понимать, куда мчаться, но и как подкатить к нужному подъезду. В старых дворах, например, по ул. Патриса Лумумбы, дороги перегорожены бетонными столбами, есть «лежачие полицейские», могут попасться дорожные работы или строительный забор».
На темноту уже несколько лет водители не жалуются: и фонарей стало побольше, и на самих машинах прожектора установлены не только спереди, но и сзади, и сбоку. Те, кто выступил на вышеназванном видео, упоминали не только о низком уровне зарплаты (в разгар пандемии она доходила до 60 тысяч рублей, но после отмены ковидных доплат осенью прошлого года составляет чуть больше 30 тысяч), но и о личных расходах на ремонт машин.
— Когда были введены санкции в отношении нашей страны, это сказалось и на нас, конечно, — признала Ольга Краузе, руководитель Центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи. — По старым ценам закупки запчастей оказались невозможны, справлялись как могли. Но сейчас планы закупок составляются заранее и с учетом нынешней стоимости расходных материалов. Мелкий ремонт водители проводят сами, а со всем остальным справятся механики автобазы.
Зарплатная система здесь непростая: учитываются отработанные часы, оклад, «ночные», переработки, доплаты по стажу. Поговорить с прессой лично видеообращенцы не захотели. Зато администрация проявила гостеприимство: журналистам показали не только склад запчастей, но и всю автобазу целиком, включая смотровую яму, подъемник, мойку.
— Недавно произведен капитальный ремонт на сумму порядка 42 миллионов рублей, — рассказал Андрей Кириллов, заместитель главврача по хозяйственным вопросам. — Заменены все системы: водоснабжения, отопления, освещения. Все, начиная с крыши и заканчивая отделкой, приведено в соответствие с требованиями к хранению и обслуживанию автомобилей. Сейчас на линию выходят 254 автомобиля скорой помощи по всей республике. Чебоксары обслуживают 33 автомобиля ежедневно. С учетом того, что на одну бригаду приходится 2 машины, за столицей закреплены 66 машин. Есть все договора со специализированными организациями, если требуется сложный ремонт «фордов» и «мерседесов».
— Это реанимобиль класса «С». Вот, обратите внимание: панель электронная, с ее помощью легко настроить свет в салоне на пациента, выбрать температурный режим, — наглядно ознакомил посетителей автобазы со стандартным оборудованием машины Николай Тябуков, заведующий подстанцией № 2 Ленинского района г. Чебоксары, врач анестезиолог-реаниматолог выездной бригады скорой медицинской помощи. — Есть ИВЛ с настройкой от новорожденных до взрослых, инфузомат (ввод препаратов до капли в час, это для долгого пути), кислородоподача, дифибриллятор, диагностические аппараты…
— Планшет для информации по вызовам, автоматизированное рабочее место фельдшера со звуковым сопровождением, его никак не пропустишь, — рассказала Марина Батурина, главный фельдшер Республиканского центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи. — Сразу отображаются данные пациента, его жалобы, история болезни, стоит ли на учете. И маршрут с указанием пробок на яндекс-карте. Диспетчер отслеживает изменения в статусе бригады: доехали, передали в приемный покой дежурному врачу, свободны.
— Время передачи пациента — одна-полторы минуты, все очень быстро, — подтверждает Ольга Краузе. — Постоянно проводим учения, тренировки, соревнования. Особенно в ковидные времена быстрое взаимодействие успешно отработано. Доезд в среднем по Чебоксарам — около 8 минут. Если поступает звонок, которому фильтр присваивает статус «экстренно» (а это школьные травмы, ДТП, роды и т.п.), то он сразу переводится на старшую медсестру, и она уже курирует ситуацию — куда везти, что можно сделать по дороге, что подготовить к приезду в больнице. Мы гордимся, что все наши бригады умеют принимать роды, например. Пару лет назад скорой помощи пришлось встать прямо на перекрестке у МТВ, потому что ребенок рождался, а трясти женщину в этот момент было нельзя. Даже «вписалась» слегка чья-то машина в борт скорой помощи по касательной, но пациентов довезли в ГКБ № 1 в целости и сохранности.
Ежедневно проходят текущий ремонт 3 — 4 машины, говорят механики. Норматива использования нет, но обычно машина скорой помощи служит 5 лет, интенсивно же используется, во время ковида бывал пробег по 1200 км в сутки. Если техсостояние неудовлетворительное, то передают другим медицинским организациям или на списание. Имущество принадлежит республике, поэтому списание проводится по законодательству через аукционные процедуры.
Взаимоотношения с пациентами сейчас ровные: жители Чебоксар не жалуются на скорую, в основном высказывают претензии к поликлиникам и стационарам. И в обратную сторону: медики отмечают снижение числа ложных вызовов (они сейчас укладываются в 5%) и случаев неподобающего отношения к врачебному персоналу экстренной помощи.
Чебоксарцы, поглядывая в небеса, интересуются: будет ли вертолет в этом сезоне летать на вызовы? «Минздрав России продолжает эту программу, с мая до конца лета по-прежнему будет возможность воспользоваться воздушным экипажем и успеть спасти пациента в «золотой» час, — заверила Ольга Краузе. — Сможем оказывать высокотехнологичную помощь даже жителям отдаленных населенных пунктов. Система оперативной работы по региону на высочайшем уровне: все в автоматизированном режиме (причем отслеживается не только полет вертолета, но и состояние пациентов во всех стационарах — кому может понадобиться настолько экстренная помощь). Она выдает прогнозы и возможности перевозки. Выставляет статусы каждой бригады — логистика совершенствуется с каждым годом. Есть «тепловая карта»: в каком районе больше вызовов с температурой, сосудистыми катастрофами, гипертоническими кризами, детскими травмами, ДТП и т.п. Сейчас хорошо работает неотложная помощь при поликлиниках в течение рабочего дня. Если врач, принявший вызов, считает, что посещение больного можно отложить на 2 часа, то по адресу едет поликлиническая служба. Но когда часы работы поликлиники заканчиваются, экстренную помощь при состояниях, угрожающих жизни, оказывает уже скорая помощь. Очередность формируют специалисты оперативного отдела».
28 апреля страна будет отмечать 125-летие скорой помощи, даже готовится видеоролик «от телеги с лошадью до вертолета» — о пути, пройденном службой.
Ирина САВКИНА
Фото автора