История социальной сферы города Чебоксары

История социальной сферы города Чебоксары

Общество всегда старалось помочь пожилым, детям, людям в трудных жизненных обстоятельствах. У социальной сферы нашего города тоже есть своя история.

Первое упоминание о богадельнях в Чебоксарах относится к 1679 — 1682 годам. В то время Спасо-Преображенская пустынь получила участок земли за Настасьинскими воротами острога для строительства богадельни. В 1764 году в Троицком монастыре проживало 11 военных, уволен­ных из армии из-за болезней, ране­ний или по старости. В 1740-е го­ды упоминается богадельня при Михаило-Архангельской церкви.

В конце XVIII века купец Мель­ников основал первую из известных частных богаделен — построил в ограде Благовещенской церкви каменный дом для проживания бедных людей. В 1806 году купец А.С. Арбатов отремонтировал его и внес 500 рублей в Казанский Приказ общественного призрения на содержание в нем сирот. В 1860—70-е годы в «доме нищенства» при Благовещенской церкви призревалось до 10 человек.

В августе 1809 года в соответствии с указом Александра Первого о борьбе с бродяжничеством Собрание городских сословий постановило открыть богадельню в каменной часовне напротив базара, построенной в 1694 году. Двум гласным поручили сделать ремонт, отделив мужскую и женскую половину дощатой перегородкой, купить дров для отопления и постного масла для освещения. В декабре 1809 года в богадельне появился первый постоялец — чебоксарский мещанин Г. Рукавишников, а вскоре — три женщины, ранее вместе с ним задержанные полицией в городе за нищенство.

Завхоз богадельни получал на хозяйственные расходы из городской казны около 150 рублей в год. Для сбора пожертвований при богадельне была заведена кружка.

В 1811 году городской Думе были переданы 875 рублей из денег, завещанных чебоксарской помещицей А.М. Апехтиной — с тем, чтобы средства использовались на богадельню, а остаток отдавался взаймы «для приращения».

В Чебоксарах старались соблюдать нормы обеспечения призреваемых продуктами, одеждой, бельем и обувью. Постояльцы сами по очереди готовили себе пищу. Один раз в месяц кто-то из них, зарекомендовавший себя «добрым поведением», получал продукты. Заведение было рассчитано на 10 человек, однако в 1816 году в нем проживало 5 женщин, в 1842 году — 12. В 1840-е годы учреждение существовало «на подаяния».

В 1799 году по предложению властей Собрание городских сословий учредило фонд помощи погорельцам. Ежегодно граждане вносили в него по 10 копеек с каждого рубля налогов, уплачиваемых в казну.

Дело общественной опеки развивалось с переменным успехом и дальше. В 1868 году в городе было выявлено 15 лиц, занимавшихся нищенством «по своей бедности и неприспособленности к работе, некоторые по слепоте и увечью, дряхлости и старости», в возрасте от 52 до 101 года.

В 1860—70-е годы уездное земство и городская Дума предприняли несколько неудачных попыток открыть богадельню, а казанский купец Щербаков пожертвовал на это 2 тысячи рублей. В 1878 году Дума выделила средства на призрение 4—5 безродных граждан для раздачи лицам, принявшим их на свое попечение, из расчета 3—4 рубля на человека в месяц. А в 1879-м передала под богадельню здание упраздненного приходского мужского училища, предварительно сделав там ремонт (1880).

В богадельне после ремонта проживало 10—12 человек обоего пола. Они обеспечивались питанием, одеждой и лечением. В первое время в штате числились надзиратель, сторож и кухарка (по совместительству прачка). Позже из обслуги осталась одна кухарка, а роль заведующего исполнял член городской управы. Почетным попечителем богадельни был купец
А.П. Астраханцев.

В первые годы на содержание богадельни тратилось около 1000 руб­лей в год, в 1916-м — 2117 рублей. В 1880—1900-е годы А.П. Астраханцев снабжал учреждение продуктами и материалами для пошива одежды «из своего обилия», что экономило городские средства. Помогали подопечным и другие горожане. Так, в 1880 году гласные городской Думы по подписке собрали 678 рублей. В 1883 году из лавки Н.П. Сивова отпущены продукты — ржаная мука, масло постное, горох, лавровый лист, разные крупы. В 1908 году казанский купец С.И. Щербаков завещал богадельне 5 тысяч рублей, а в 1913 году лесопромышленник
С.И. Хлебников — 1000 рублей.

Одним из примеров частной благотворительности стал «бесплатный ночлежный приют им. Ефремова», действовавший с 1862 года. (Вероятно, был открыт братьями П.Е. и М.Е. Ефремовыми в память об отце, умершем от холеры в том году.)В 1898 году его услугами воспользовались 10 мальчиков, 12 девочек, 120 мужчин и 69 женщин.

* * *

В 1900 году образовано Чебок­сарское уездное попечительство детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. К 1902 году оно собрало около 400 рублей пожертвований, но этого было недостаточно для открытия приюта. На помощь пришел городской голова А.П. Астраханцев. Он передал попечительству 750 рублей, собранных ранее на организацию детского Ольгинского приюта трудолюбия, а еще на собственные средства нанял квартиру для размещения приюта.

Мариинский детский приют открылся 22 июля 1902 года. В первый год в нем содержалось 6 девочек-сирот, в 1903-м — 14, в 1909-м — 31, в 1916-м — 27. Попечительницей приюта была жена смотрителя духовного училища Е.А. Ветошкина. Приют и начальная школа при нем содержались на средства А.П. Астраханцева.

В 1902 году уездное земское Собрание выделило на расширение приюта 50 рублей и назначило ему ежегодное пособие в 50 рублей (с 1909 года — 300 рублей, с 1917-го — 500), а с 1913 года бесплатно отпускало лекарства из своей аптеки. Ежегодная субсидия городской Думы составляла 50 рублей. В 1913 году купец С.И. Хлебников завещал приюту 1000 рублей. В бюджет попечительства поступали сборы от благотворительных лотерей и спектаклей местных актеров-любителей.

* * *

В конце XIX — начале XX веков в Чебоксарах появились благотворительные организации, противодействовавшие пьянству. 25 сентября 1896 года 7 членов Казанского общества трезвости основали городской отдел. Чебоксарский филиал открыл чайную (1897), библиотеку-читальню и столовую для бедных (1901). Он существовал на членские взносы, частные пожертвования, собственные доходы от продажи религиозных картин, сборов от спектаклей и др.

Отдел устраивал постановки, танцевальные вечера, концерты, маскарады, елки для детей. Проводились лекции на религиозные и научно-популярные темы, которые сопровождались церковным пением, световыми картинами, музыкой граммофона. Появилась традиция коллективного разговения на Пасху — до 300—400 неимущих могли угоститься куличом, сыром, яйцами.

Мероприятия отдела Общества трезвости пользовались большой популярностью: билеты на спектакли брались «с боем», танцевальные вечера и чтения собирали до 300 человек, маскарады — более 500.

Одновременно с введением винной монополии на местах создавались губернские и уездные комитеты государственной благотворительной организации — Попечительства о народной трезвости (ПНТ). В Казанской губернии такое было создано в 1901 году. Чебоксарский уездный комитет ПНТ открыл Народный дом с чайной-читальней и аудиторией для народных чтений и спектаклей, а также книжный склад для продажи книг, картин, письменных принадлежностей. Эта структура сотрудничала с городским филиалом Казанского общества трезвости, в 1903 году организации объединились. Но затем финансирование стало сокращаться, а деятельность — сворачиваться (комитет был ликвидирован в 1917 году).

* * *

В годы Первой мировой войны, а именно 2 ноября 1914 года, создан Че­боксарский дамский комитет. Он был приписан к Чебоксарской уездной комиссии Казанского отделения Ко­митета Великой княгини Елизаветы Фе­доровны. Оказывалась благотворительная помощь семьям тех, кто был призван на войну. Дамский комитет объединял более 130 женщин из Чебоксар и Мариинского Посада (мещанок, купчих, учительниц, жен чиновников).

Комитет взял шефство над 308 пехотным Чебоксарским полком, сформированным в Симбирске (из ратников запаса уездов Казанской и Симбир­ской губерний). Первая посылка солдатам (белье, продукты, предметы одежды и личной гигиены, канцелярские принадлежности и пр.) была отправлена 15 ноября 1914 года. А вскоре по городу было раскле­ено обращение: «Горожане! Мы послали 308 Чебоксарскому полку 325 комплек­тов белья. Готовим еще 150. Пошлем еще, если горожане помогут в пошиве белья. Помогите! Комитет открыт ежедневно, кроме праздничных дней, с 5 до 8 часов вечера в помещении Чебоксарского Благородного собрания».

С этого времени в адрес полка регулярно отправлялись посылки, а горожане через афиши оповещались о работе комитета и готовящихся акциях. Был организован пошив белья: на собранные средства покупались ткани, из которых портнихи шили белье за плату. В распоряжении Дамского комитета имелись две швейные машинки, бесплатно предоставленные чебоксарским агентом компании «Зингер». Другие вещи и продукты поступали как пожертвования или закупались.

Чебоксарский дамский комитет также выдавал денежные пособия и подарки семьям солдат, новобранцам и раненым. Снабжал одеждой и обувью беженцев и помогал им в трудоустройстве, опекал сирот. Действовала эта структура до осени 1917 года.

Из коллективной монографии

«Чебоксары.Исторический очерк»

(Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2014)



14 февраля 2023
05:03
Поделиться